Наверное, нашим детишкам не верится, что у их родителей, таких строгих и таких занятых, в далеком детстве тоже были свои кумиры. И что нам очень понятны их фанатские вздохи и слезы над портретами Селины Гомез или Дэниела Редклиффа.
Знали бы они, с каким обожанием вглядывались в голубые экраны своих телевизоров их мамы и папы в свои 10-13 лет! Для того, чтобы на нас нахлынули сладкие подростковые воспоминания о первой фанатской любви, достаточно показать нам один-единственный фильм – замечательную пятисерийную фантастическую комедию «Гостья из будущего».
Этот фильм вышел на экраны в 1985 году. В то время в воздухе уже незримо витал ветер перемен, и большинство советских зрителей интуитивно чувствовали, что будущее вот-вот – и наступит. Обмануло будущее их ожидания или нет – время покажет, но фильм «Гостья из будущего» очень наглядно показал, как представляет себе будущее среднестатистический советский человек. Наверное, именно поэтому сериал про Алису так быстро завоевал любовь детей Советского Союза, а особенно мечтательных и романтичных мальчишек.
Насчет мальчишек – особый разговор: тайно влюблены были в Наташу Гусеву, девочку с неземной внешностью и загадочной улыбкой, поголовно все мальчишки Союза. Когда повесть Кира Булычева «Сто лет тому вперед» получила подавляющее большинство детских голосов в опросе «Экранизацию какого детского произведения вы хотели бы увидеть?», встал вопрос, кого взять на роль Алисы Селезневой. Нужна была девочка с нетипичной внешностью, не похожая на обычных московских школьниц. Комиссия выбирала из десятка претенденток, но никого не утверждали на роль, пока по какому-то счастливому стечению обстоятельств в студии не появилась застенчивая девочка с нереальными глазами.
Роль в фильме «Гостья из будущего» в один миг сделала Наташу Гусеву кумиром миллионов. Что характерно, девочка снималась после этого еще в нескольких проектах, но ни один из них не имел и половины того успеха. То есть, конечно, дело было не в ней.
На успех фильма «поработал» и Леша Фомкин, сыгравший Колю Герасимова. Мальчишка был, безусловно, талантливым – он сыграл именно такого среднестатистического школьника, разгильдяя и искателя приключений на все части тела, какого и нужно было. Он удивительно гармонично смотрелся в кадре со своими бутылками из-под кефира, так по-будничному, по-советски, от его фигуры даже сейчас неодолимо веет советским беззаботным детством.
Помимо этого, очень удачно были подобраны исполнители ролей остальных школьников – и Леша Муравьев в роли Бори Мессерера, и Семен Бузган в роли Коли Садовского, и Илюша Наумов в роли Фимы Королева, и Марьяна Ионесян, которая сыграла лучшую подругу Алисы Юлю Грибкову. Интересно, что практически никто из юных актеров так и не продолжил карьеру в кино.
Детям-актерам, по словам исполнительницы главной роли, очень помогали опытные взрослые актеры – Вячеслав Невинный, Михаил Кононов, Евгений Герасимов, Георгий Бурков, Борис Щербаков, Владимир Носик, Валентина Талызина, Наталья Варлей и другие. Вообще, режиссер Павел Герасимов, безусловно, умел работать с детьми, умел создать на съемочной площадке веселую творческую атмосферу.
Отдельно, конечно, стоит поговорить о музыке в фильме. Песня «Прекрасное далеко» стала не просто хитом – она стала своего рода гимном будущего для всех поколений зрителей. Тема песни удивительно четко вписывается в фильм, сопровождает героев во всех их приключениях. Кажется, «Прекрасное далеко» – совершенное произведение, но, по словам композитора, придумалась она легко и быстро. Евгений Крылатов весело уверял, что «любой композитор, получив такие слова, как «Прекрасное далеко», написал бы свою лучшую песню». И добавлял: «Но моя все равно была бы лучше». Обидно, что многим песня запомнилась ангельским голосом исполнительницы Татьяны Дасковской, а она даже не указана в титрах.
Безусловно, фильм стоит посмотреть всем, кто уже смотрел его неоднократно, и особенно тем, кто еще не успел посмотреть. Нужно посмотреть по нескольким причинам:
Во-первых, это прекрасная иллюстрированная энциклопедия жизни советского школьника, которая поможет нашим детям лучше понять, чем жили их родители в детстве, какими они были и о чем мечтали, посмотреть на Москву восьмидесятых годов, улыбнуться тому, каким видели будущее люди, жившие в те времена. А нам, их родителям, фильм подарит несколько часов сладкой ностальгии по детству, по самому себе той ушедшей поры.
Во-вторых, фильм проповедует извечные истины, которые никогда не устаревают: что дружба помогает нам преодолевать самые сложные препятствия, что добро всегда побеждает зло и что все, кто будет после нас, обязательно должны быть лучше нас – таков закон природы, закон эволюции. Глядя на события фильма с высоты наступившего будущего, иногда становится грустно, что мы немного не оправдываем своих представлений о самих же себе в будущем